IP-телефония простыми словами

Теги: IT
Далеко не все средства связи используют привычную аналоговую передачу. Некоторые предполагают преобразование голоса в цифровой сигнал и доставку его через интернет — IP-телефония. Технология позволяет нам совершать онлайн-звонки. В частности, когда мы звоним через Viber, What’s App и прочие подобные приложения, то пользуемся IP-телефонией.

Как работает

IP — общий термин для технологий, использующих интернет-протоколы для передачи сигналов через Интернет. Именно протокол определяет, как сигналы будут проходить по сети. Упрощая — IP-телефония преобразует разговор в цифровой сигнал и отправляет его по Интернету получателю. Для работы технологии требуется только одно — прямое подключение к сети через LAN.

Примерный принцип работы:
  1. IP сканирует и идентифицирует аналоговый голосовой сигнал динамиков.
  2. IP превращает их в цифровую версию через PSTN — Public Switched Telephone Network.
  3. Готовые цифровые сигналы передаются по Интернету.
  4. Со стороны получателя происходит расшифровка данных в аналоговый голосовой сигнал.

Отличие от стандартной телефонии

IP-телефония полностью заменяет стандартные стационарные телефоны, но внешним видом вообще не отличается от них. Единственная разница — в стандартной телефонии используется телефонный кабель, а для IP требуется LAN.

Также именно эта технология используется для бесплатных звонков через интернет — Skype, Viber, WhatsApp и другие приложения заменяют стандартный стационарный телефон, позволяю миллионам пользователей регулярно общаться с друзьями и семьей.

Преимущества

Дешевле стационарных телефонов
Как уже упоминалось, для IP-телефонии необходимо только подключение к интернету. Это помогает компаниям снизить операционные расходы и плату за телефонные звонки. Другой плюс — стабильная стоимость IP-телефонии, которая никогда резко не растет и легко прогнозируется на несколько лет вперед. Кроме того, междугородние и международные звонки дешевле с решениями IP-телефонии.

Интеграция с CRM
Чаще всех IP-телефонию используют колл-центры, для которых крайне важно создать единую структуру CRM и объединить данные сразу из нескольких областей: электронная коммерция, служба поддержки и бухгалтерские решения. IP-телефонию легко интегрировать в любое CRM-решение.

Просто работает и легко масштабируется
Развертывание новых телефонных линий занимает время и требует вызов узкопрофильных специалистов. Для расширения линии IP-телефонии достаточно выполнить пару легких действий через онлайн-интерфейс и подключить несколько устройств к интернету.

Удаленная работа
Правильно настроенную сеть IP-телефонии можно развернуть удаленно на любом компьютере, ноутбуке и даже смартфоне. Это позволит каждому сотруднику, связанному с этой сферой, работать удалено в любом месте.

Дополнительные функции
Стационарный телефон позволяет делать две вещи — звонить и принимать звонки. IP-телефония выполняет несколько дополнительных функций, например сбор статистики, запись разговора, массовая рассылка звонков от бота и многое другое.

00b-Featured-VOIPphone-1.jpg


Отличие IP от VoIP

IP и VoIP считаются синонимами, так как обе технологии работают по одному принципу. И это недалеко от правды, но все же между ними есть важное различие — тип трафика данных.

IP-телефония просто преобразовывает аналоговые сигналы цифровые. Это означает, что передавать можно любые данные: голос человека, факс, сообщения, файлы на печать и многое другое. Эти возможности перегружают технологию, но делают ее очень эффективной для любых коммуникаций.

Технология VoIP предназначена исключительно для передачи голосовых сигналов. В частности, именно её используют для онлайн-звонков и голосовой почты. Грубо говоря, если IP-телефония — полноценная технология передачи данных, то VoIP — средство для передачи цифровых голосовых сигналов.

Но, с учетом нынешнего направления развития IP-телефонии, то есть почти полный уход в колл-центры, граница между VoIP и IP почти полностью размылась. Поэтому правильно считать VoIP подвидом IP, а не отдельной технологией.

Протоколы IP-телефонии

Для отправки голосовых данных через Интернет вам нужен способ сжатия и распаковки данных, так как телефоны транслируют их в режиме реального времени и фокусируются на человеческих голосах.
Вот почему решения IP-телефонии полагаются на многие протоколы с открытым исходным кодом, которые передают данные с телефона поставщику услуг. Какой протокол использует IP-телефония, зависит от того, как настроена телефонная система, а также от провайдера VoIP.

SIP
SIP — это аббревиатура от Session Initiation Protocol. SIP используется для установления сеанса между двумя или более участниками, изменения этого сеанса и, в конечном итоге, его завершения. Преимуществом SIP является то, что он сильно напоминает HTTP. В обоих случаях сообщения основаны на тексте, а механизм запрос-ответ упрощает процесс устранения неполадок.
Роль сообщений SIP заключается в описании личности участников вызова и способов их доступа по IP-сети. SIP выясняет тип медиаканалов, которые будут созданы для сеанса, и как медиа-движки будут достигать друг друга. После завершения обмена установочными сообщениями носитель переключается с помощью другого протокола. Как правило, это RTP.

H.323
H.323 был разработан для настройки, управления и завершения сеанса. Был придуман довольно рано, фактически он не только определил базовую модель вызова, но и охватил дополнительные услуги, которые были необходимы для удовлетворения ожиданий делового общения с соответствующими стандартами.
Недостатком H.323 является то, что это двоичный протокол, что делает его немного более технически сложным. Его функции требуют больше времени для того, чтобы быть определенными, стандартизированными и реализованными. В конечном итоге он был почти полностью заменен на SIP.

RTP
Real-time Transport Protocol имеет пакетный формат для передачи аудио и видео через Интернет. Он используется в основном в развлекательных и коммуникационных системах, которые включают потоковое мультимедиа — приложения для видеотелеконференций, телевизионные услуги, веб-функции push-to-talk, а также телефонию.
Этот протокол в основном реализуется вместе с другим — RTCP. В то время как RTP передает медиапоток — аудио и видео, RTCP отслеживает статистику передачи и качество сервиса, помогает синхронизировать несколько потоков. RTP также используется в сочетании с SIP, который помогает настроить соединение по сети.

RTCP
В то время как RTP доставляет фактические данные, RTCP отправляет контрольные пакеты участникам вызова. Его основной функцией является обратная связь о качестве обслуживания, которое предоставляет RTP. Поэтому RTPC передает информацию и статистику.
Программное обеспечение может использовать эти данные для управления параметрами качества сервиса. RTCP, как и RTP, не обеспечивает шифрования потока или методов аутентификации, но эти механизмы могут быть реализованы следующим протоколом — SRTP.

SRTP
SRTP — безопасный транспортный протокол реального времени. Он был опубликован в 2004 году в качестве расширения профиля RTP. Он добавляет больше функций безопасности, таких как аутентификация сообщений, конфиденциальность и защита воспроизведения, в основном предназначенные для IP-телефонии и VoIP-связи.
SRTP использует методы безопасности — аутентификацию и шифрование — для минимизации рисков атак. Функции SRTP являются необязательными, их можно включать или отключать. Этот протокол является гибким и легко приспосабливаемым для новых алгоритмов шифрования.

SDP
SDP — это стандарт определения типа сеансов мультимедийной связи для объявлений и приглашений сеансов. Он обычно используется в потоковых видеоконференциях и приложениях VoIP. В процессе настройки сеанса участвуют две конечные точки. Каждая из них отправляет SDP, чтобы проинформировать другого о своих спецификациях и возможностях.
Таким образом, SDP сама по себе не предоставляет никаких носителей. Он просто ограничивается согласованием совместимого набора параметров медиаобмена. Потоки мультимедиа обрабатываются по другому протоколу. Другими словами, протокол SDP — это объявление конечной точкой носителя своей принимающей спецификации и возможностей.

iptelephony.jpg

Выбор оборудования для телефонии

Существует 7 видов IP устройств:

  • с проводной трубкой и проводным подключением к сети;
  • с проводной трубкой и подключением по Wi-Fi;
  • с радиотрубкой и проводным подключением;
  • аналоговые телефоны с проводной трубкой и подключением через голосовой VoIP-шлюз
  • радиотелефоны с подключением через VoIP-шлюз;
  • ПО для звонков с ПК и ноутбука, гарнитура;
  • ПО для звонков со смартфона.

Выбор оборудования зависит только от поставленных задач и конкретных потребностей. Как пример, для организации бюджетного колл-центра отлично подойдет ПО для звонков с ПК и ноутбука. Если необходима стабильность и качество связи, то лучший выбор — IP-телефоны с проводными трубками и подключением через LAN. Связь секретарям или администраторам можно обеспечить через радиотелефоны, а менеджерам достаточно ПО на ПК или смартфон.
19 января 2023